Информационное письмо №07 - ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА

Информационное письмо №07

17.07.2020

Минздрав Алтайского края проводит еженедельный мониторинг обеспечения льготников лекарственными препаратами

В целях реализации поручений Президента Российской Федерации о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан Министерством здравоохранения Алтайского края в еженедельном режиме проводится мониторинг лекарственного обеспечения населения края. Ведутся регистры пациентов с дорогостоящим лечением по нозологиям; проводится работа по эффективному управлению товарными запасами (перераспределение лекарственных препаратов и медицинских изделий).

В 2020 году уполномоченная логистическая организация, используя данные информационной системы льготного лекарственного обеспечения, в режиме реального времени отслеживает поставленные на отсроченное обслуживание рецепты и оперативно доставляет в аптечные организации лекарственные препараты для их обеспечения.

Общая численность льготников, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и краевого бюджетов, в Алтайском крае составляет 4223449 пациентов (18,2 % от всего населения края). Наибольшая часть – региональные льготники (367715 пациентов).

Закуплено 714 торговых наименования лекарственных препаратов с учетом дозировок и фасовок. По данным мониторинга в первом полугодии 2020 за счет средств федерального и регионального бюджетов обеспечено 766074 рецепта.

Отметим, что граждане, которые относятся к категории лиц, имеющих право на   государственную социальную помощь в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и не отказались от льготного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации, в случае отсутствия необходимых лекарственных препаратов в аптечной организации дополнительно обеспечиваются за счет средств краевого бюджета.

Вопросы мониторинга доступности лекарственных препаратов для граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации, а также граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, закупаемыми в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, находятся на контроле Министерства здравоохранения Алтайского края.

Источник: Министерство здравоохранения Алтайского края (http://zdravalt.ru)

17.07.2020

Стало понятно, как будут контролировать качество оказания медпомощи пациентам с COVID-19

Специально сформированные мобильные врачебные бригады не реже чем раз в месяц будут проверять медорганизации, которые оказывают помощь пациентам с COVID-19. Рекомендации по порядку осуществления контроля выпустил Минздрав.

Мобильные врачебные бригады сформируют по распоряжению регионального минздрава. Сколько их будет, зависит от количества медорганизаций, работающих с указанными пациентами, и числа последних.

При проведении контрольных мероприятий мобильные бригады должны использовать унифицированные проверочные чек-листы, которые приведены в письме Минздрава. Один из них разработан для анализа качества медпомощи пациентам 0-18 лет, другой предназначен для остальных пациентов. По этим чек-листам медорганизация может самостоятельно проверить, соответствует ли оказываемая помощь временным методрекомендациям по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Медпомощь взрослым пациентам предстоит оценивать, в частности, по своевременности:

— первичного осмотра лечащим врачом после обращения за медицинской помощью (в день обращения);

— назначения этиотропной терапии на амбулаторном этапе;

— проведения контрольных лабораторных исследований;

— проведения КТ и рентгенографии;

— госпитализации;

— перевода в ОРИТ и подключения к ИВЛ.

Проверяющие будут заполнять чек-листы на каждый случай летального исхода и тяжелого течения заболевания, а также выборочно на 5% случаев легкого и 10% случаев среднетяжелого течения заболевания. Отчет с анализом типичных ошибок и рекомендациями по их устранению направят региональный минздрав.

Документ: Письмо Минздрава России от 08.07.2020 N 30-4/1178

17.07.2020

Регионы определят, когда возобновить проведение диспансеризации

Из-за коронавируса по всей стране временно приостановлены профилактические медосмотры и диспансеризация взрослого населения. Запрет будет действовать на территории субъекта РФ до момента, когда региональные власти отменят соответствующие ограничения, введенные из-за распространения инфекции.

Пока у сотрудников нет возможности проверить здоровье, работодатели вправе не предоставлять им дни для прохождения диспансеризации.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2020 N 1788-р

16.07.2020

Правила разглашения врачебной тайны планируют скорректировать

В Госдуму внесен проект с поправками к Закону об охране здоровья. Документ предполагает, что пациент при оформлении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство сможет определить лиц, которым медики вправе сообщать о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти.

Медорганизации должны будут предоставлять медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе электронные документы, не только по запросу пациентов или их законных представителей, но и по запросу лиц, которые с письменного согласия пациента вправе их получить. Это могут быть:

— супруг (супруга) пациента;

— близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушки, бабушки) и иные члены семьи;

— иные лица, указанные пациентом или его законным представителем.

Они не смогут узнать врачебную тайну, в том числе после смерти пациента, если он запретит предоставлять им такие сведения.

Порядок получения письменного согласия гражданина или его законного представителя на разглашение врачебной тайны, а также порядок ознакомления с медицинской документацией пациента утвердит Минздрав России.

Проект разработан в связи с тем, что в начале года Конституционный суд признал, что есть правовая неопределенность в правилах доступа к медицинской документации умершего пациента. Суд постановил, что до внесения изменений в Закон об охране здоровья медорганизации обязаны предоставлять для ознакомления медицинские документы умершего пациента лицам, перечисленным выше. Они вправе сделать копии (фотокопии) документов либо получить их в электронной форме (если они электронные). Медорганизация может отказать, только если при жизни пациент запретил раскрывать врачебную тайну.

Документ: Проект Федерального закона N 987162-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/987162-7)

 10.07.2020

Установлен алгоритм оказания медпомощи при угрозе распространения опасных заболеваний

Правительство утвердило особенности оказания медпомощи в условиях распространения заболеваний, опасных для окружающих. В их перечень включена и коронавирусная инфекция. При борьбе с ней показал эффективность порядок действий, закрепленный в новом постановлении. Оно действует с 8 июля.

При угрозе распространения опасных заболеваний следует:

— лечить пациентов в стационарах — в перепрофилируемых или дополнительно создаваемых структурных подразделениях медицинских и иных организаций;

— привлекать медработников любой специальности и фармацевтов, прошедших обучение по краткосрочным дополнительным профессиональным программам;

— руководствоваться клиническими рекомендациями, а также временным порядком оказания медпомощи, который утверждает Минздрав;

— с письменного согласия пациента выдавать электронные больничные листы, в том числе по беременности и родам;

— формировать электронные рецепты на лекарства при коррекции лечения, которое было назначено врачом после установления диагноза на очном приеме.

При угрозе распространения опасных заболеваний руководитель медорганизации должен будет утвердить временное штатное расписание и определить структурные подразделения, которые будут оказывать медпомощь заболевшим и лицам из групп риска.

Документ: Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 973

07.07.2020

Медики должны следовать схеме лечения, которую пациенту выбрала врачебная комиссия в стационаре

С 14 июля Правительство ввело правило о необходимости применять ту схему лечения, которая доказала эффективность.

Если в стационаре врачебная комиссия решила лечить пациента препаратом с конкретным торговым наименованием, то это же лекарство должен назначить:

— врач другого стационара (например, при переводе больного в иную медорганизацию);

— врач при амбулаторном лечении.

Кроме того, правительство уточнило процедуру включения лекарств в перечень препаратов, которые медучреждения закупают по торговым наименованиям.

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.06.2020 N 965

07.07.2020

Минздрав утвердил порядок диспансерного наблюдения за взрослыми онкопациентами

Новый порядок нужно применять с 11 июля. Его должны использовать в центрах амбулаторной онкопомощи, первичных онкокабинетах, а также в медорганизациях, которые лечат онкобольных.

Диспансерному наблюдению подлежат взрослые с онкозаболеваниями, включенными в рубрики C00 — D09 МКБ-10. Наблюдение устанавливается в течение 3 рабочих дней с даты постановки диагноза и получения ИДС на медицинское вмешательство.

Врач-онколог заносит данные о начале или прекращении диспансерного наблюдения в медицинскую документацию пациента (в учетные формы 025/у и 030/у). Эти сведения вносятся в ЕГИСЗ.

В порядке определены действия врача-онколога в рамках консультации (осмотра). Предусмотрена возможность проводить консультации с применением телемедицины.

Если пациенту необходимо выехать за пределы региона проживания на срок более 6 месяцев, он должен заранее проинформировать об этом врача, чтобы обеспечить преемственность диспансерного наблюдения.

Закреплен перечень случаев, когда диспансерное наблюдение прекращается (например, смерть пациента, письменный отказ от наблюдения).

В порядке зафиксированы рекомендуемая периодичность и длительность диспансерного наблюдения. Так, для пациентов с диагнозом базальноклеточный рак, получивших радикальное лечение, срок наблюдения составляет 5 лет. Для пациентов с подтвержденными злокачественными новообразованиями устанавливается пожизненное наблюдение.

До сих пор документа, регламентирующего порядок диспансерного наблюдения за взрослыми онкобольными, не было.

Документ: Приказ Минздрава России от 04.06.2020 N 548н

03.07.2020

На производство тестов для диагностики COVID-19 выделили более 3,4 млрд руб.

Правительство выделило в 2020 году Роспотребнадзору средства из своего резервного фонда. Они пойдут на производство тест-систем, которые будут использоваться в государственных и муниципальных учреждениях для диагностики коронавируса. Распоряжение об этом опубликовано 29 июня.

Субсидию направят подведомственным Роспотребнадзору федеральным госучреждениям. В правительстве отмечают, что денег хватит на производство более 36 млн тестов.

Тесты распределят между государственными и муниципальными учреждениями. Порядок распределения определит Роспотребнадзор.

Также ведомство должно проконтролировать целевое расходование выделенных средств и отчитаться перед правительством до 1 мая 2021 года.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 23.06.2020 N 1659-р

02.07.2020

Медико-социальный патронаж: для частных клиник введена форма дневника наблюдения за пожилыми лицами

Индивидуальный дневник по утвержденной форме должны заполнять частные клиники — получатели грантов на оказание медико-социальных услуг лицам от 65 лет. Соответствующий приказ Минздрава действует с 28 июня.

Дневник заводится на каждого гражданина РФ в возрасте 65 лет и старше, за которым устанавливается медико-социальный патронаж. В него следует вносить сведения о пациенте, диагнозе, результатах осмотра, жалобах, а также о применении лекарств и проведении медицинских манипуляций (в случае назначения врачом медорганизации, к которой прикреплен гражданин).

Медработник частной клиники подписывает дневник. Содержащиеся в нем данные передаются в медорганизацию по месту прикрепления пациента для их учета при проведении диспансерного наблюдения.

Нововведение касается частных клиник, которые в рамках пилотного проекта получили гранты в виде субсидий из федерального бюджета на оказание медико-социальных услуг пожилым лицам.

Документ: Приказ Минздрава России от 24.03.2020 N 229н

30.06.2020

Минздрав отложил введение новых правил медосвидетельствования водителей

30 июня вступает в силу приказ Минздрава, по которому анализы на употребление психоактивных веществ потребуется сдавать всем водителям при получении или замене прав с 2021 года.

Обязательное тестирование в указанных случаях должны были ввести уже с 1 июля. Однако ведомство перенесло на полгода начало действия положений, которые касаются проведения в рамках медосвидетельствования двух исследований:

— определения наличия психоактивных веществ (наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) в моче;

— качественного и количественного определения карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.

Сейчас водители и кандидаты на получение водительских прав не сдают оба анализа в обязательном порядке. Психиатр-нарколог вправе назначить их при обнаружении симптомов и синдромов заболеваний (состояний), которые являются медицинскими противопоказаниями к управлению ТС. К ним относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с приемом психоактивных веществ (к примеру, алкоголя, опиоидов, каннабиоидов, кокаина, галлюциногенов, седативных или снотворных средств).

Напомним, Минздрав повторно переносит срок начала применения положений об обязательном тестировании на алкоголь и наркотики при медосвидетельствовании водителей. Последнее должны проходить, в частности:

— кандидаты на получение водительских прав;

— водители ТС, желающие заменить водительское удостоверение после окончания срока его действия;

— водители, которым возвращаются права после лишения;

— граждане, которые работают водителями ТС. Они проходят медосвидетельствование, например, если у них при обязательном периодическом медосмотре выявлены и подтверждены медицинские противопоказания к управлению ТС.

Документ: Приказ Минздрава России от 23.06.2020 N 624н

25.06.2020

Медорганизациям пояснили, в каких случаях тесты на коронавирус оплатят из средств ОМС

В связи с обращениями по поводу источников оплаты анализов на COVID-19 Федеральный фонд сообщает.

Лабораторные исследования биоматериала пациента на коронавирус (мазка из носо- и ротоглотки), которые проводятся методом амплификации нуклеиновых кислот (как правило, ПЦР), оплачиваются из средств ОМС в следующих случаях:

— перед плановой госпитализацией (не ранее 7 календарных дней до поступления);

— при госпитализации пациентов в медорганизацию для оказания плановой специализированной помощи, в том числе высокотехнологичной. Тестирование проводится при наличии медпоказаний.

ФФОМС обосновал свою позицию так. По Закону об ОМС страховое обеспечение в рамках базовой программы устанавливается исходя из стандартов медпомощи и порядков ее оказания. А в число последних входит временный порядок приема пациентов в стационары для оказания плановой специализированной медпомощи в условиях COVID-19, который предусматривает обязательное проведение тестов на коронавирус в указанных случаях.

Документ: Письмо ФФОМС от 17.06.2020 N 7996/30/и

23.06.2020

ВС РФ разъяснил, когда аптека возмещает гражданину расходы на покупку аналога бесплатного лекарства

Верховный суд выпустил обзор судебной практики по спорам, связанным с мерами соцподдержки для отдельных категорий граждан. Один из рассмотренных вопросов — взыскание с аптеки стоимости лекарства, которое инвалиду пришлось купить взамен бесплатного.

Так, инвалид I группы с онкозаболеванием не смог получить бесплатный рецептурный препарат. Аптека, уполномоченная на обеспечение льготников лекарствами, в выдаче препарата отказала из-за его отсутствия. При этом она направила в медучреждение письмо об отзыве рецепта, потому что срок действия госконтракта на поставку такого лекарства истек.

Гражданин был вынужден купить другой препарат с тем же действующим активным веществом.

Посчитав, что аптека нарушила обязанность по обеспечению льготника лекарствами, инвалид подал иск о взыскании средств на покупку препарата.

Суд первой инстанции признал действия аптеки неправомерными и удовлетворил требования о взыскании с нее стоимости лекарства.

Однако апелляция это решение отменила. По ее мнению, аптека не допустила нарушений, а компенсация расходов льготнику на приобретение препарата за свой счет законодательством не предусмотрена.

Верховный суд с таким подходом апелляции не согласился, оставив в силе решение суда первой инстанции. Он разъяснил:

— инвалидов-онкобольных обеспечивают бесплатными рецептурными препаратами независимо от их наименования и стоимости;

— лекарства таким гражданам выдают непрерывно и в установленный законом срок фарморганизации, которые выиграли конкурс на заключение госконтрактов на обеспечение лекарствами льготников;

— если в аптеке нет необходимого препарата, нужно отсрочить обслуживание гражданина. Она не вправе отзывать рецепт на препарат, которого нет на момент обращения льготника;

— если фарморганизация не обеспечила назначенным лекарством своевременно и гражданин приобрел его за свой счет, такие расходы компенсирует фарморганизация. При этом надо установить ее вину в нарушении социальных прав гражданина.

В рассмотренном споре из-за неправомерных действий аптеки инвалид не смог использовать законное право на получение бесплатного лекарства и был вынужден купить его сам. Тем самым гражданину причинен материальный ущерб, который фарморганизация должна возместить, подчеркнул Верховный суд.

Документ: Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом ВС РФ 17.06.2020)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *