Полный карман добра и надежды. Психолог «Вместе против рака» - о работе с пациентами онкодиспансера - ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА

Полный карман добра и надежды. Психолог «Вместе против рака» — о работе с пациентами онкодиспансера

Психолог Алтайской краевой общественной организации «Вместе против рака» Марина Сергеевна Михайлова проводит групповые и индивидуальные занятия для пациентов онкологического диспансера «Надежда» (г. Барнаул). Работа по оказанию психологической поддержки онкологическим больным ведется в рамках проекта «Счастье и здоровье — сегодня, завтра и всегда. Многоуровневая система психологической поддержки онкологических больных», который стал победителем конкурса социально значимых проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности СО НКО. Проект реализуется с 1 июля 2023 года в Барнауле, Бийске и Рубцовске.

М.С. Михайлова:

— Как психолог общественной организации «Вместе против рака», я работаю с людьми, находящимися на лечении в стационаре онкологического диспансера «Надежда» — в корпусе на улице Никитина. У нашей организации налажены давние и прочные связи с АКОД «Надежда», с системой здравоохранения Алтайского края, благодаря чему сотрудники нашей организации в Барнауле, Бийске и Рубцовске имеют возможность оказывать психологическую поддержку пациентам на базе онкодиспансеров этих городов. ​ ​ ​

Я хожу по палатам в вечернее время, когда основные процедуры завершены, а врачи расходятся по домам. Поэтому текущие вопросы обычно решаю через медицинских сестер, узнаю, нет ли случаев, требующих внимания психолога. Не раз и не два медсестры встречали мой приход фразой: «Наши больные вас уже ждут! Загрустили, заскучали – идите, поговорите, развлеките, поднимите им настроение».

В обязанности психолога входит спектр задач, который не ограничивается фразой «поднять настроение». Хотя, безусловно, важнейшая – эмоционально поддержать тех, кто оказался на больничной койке, оторван от привычной жизни и близких, испытывает стрессовое состояние различной тяжести. Основа основ кризисной интервенции – эмпатический контакт, соприсутствие неравнодушного, понимающего, готового сочувствовать человека. Наладить контакт с людьми, проходящими онколечение, очень помогает моя собственная онкологическая история. Заходя в палату, я всегда говорю о том, что работаю в пациентской организации. Бывает, провожу время в палате, отвечая на вопросы не как психолог, а как бывший пациент, рассказываю о том, как лечилась и вылечилась, что помогло поддержать в себе мотивацию и бодрость.

Каковы мои задачи:

✔️ определить общий психоэмоциональный фон в палатах;

✔️выявить пациентов, которые нуждаются в помощи опытного медицинского психолога, и поставить в известность онкопсихолога «Надежды» Аллу Владимировну Лобанову, с которой мы работаем в постоянном контакте;

✔️ предложить помощь в формате индивидуальной консультации на базе АКОД или нашей организации;

✔️ провести первичную психодиагностику в случае необходимости;

✔️ познакомить обитателей палат с нашей организацией и теми возможностями, которые она предлагает онкобольным и их близким;

✔️ ​ обучить навыкам психоэмоциональной саморегуляции.

Буклеты, на которые я опираюсь, проводя в палатах групповую работу, включают в себя рекомендации для людей, впервые столкнувшихся с онкодиагнозом («У меня рак. Что делать?»), методы самоподдержки при страхе и тревоге («Дыши сквозь страх»), правила помощи (и самопомощи) в психотравмирующих ситуациях. ​

Вместе с пациентами мы «дышим» — практикуем дыхательные техники, помогающие снизить ​ тревожность, разговариваем об их состояниях и настроениях, о страхе и гневе, обидах и опасениях… Смеемся или радостно изумляемся. Помимо того, обычно я рассказываю, как помочь себе при бессоннице, которая нередко сопровождает как острый, так и хронический стресс. Я не только обучаю, но и учусь. Недавно пациентка рассказала простой, незнакомый доселе мне способ уснуть.

Запоминайте: 15 раз моргаете, а потом 15 раз крепко зажмуриваетесь.

И все – начинает клонить в сон. Каждое моргание означает для нашего мозга завершение мини-цикла. Моргнул – будто посмотрел мини-фильм, следующий начинается, снова моргнул… Немудрено задремать после того, как просмотрел за короткое время целых 30 серий!

У каждого человека в палате уникальная история, неповторимая ситуация, некоторые готовы ими делиться — со слезами, печалью, сдерживая эмоции или, возможно, со смехом, кому какой защитный механизм ближе. Иногда я ухожу домой наполненная, с чувством хорошо выполненной работы. В палатах онкодиспансера на Никитина высококвалифицированные врачи и чуткий доброжелательный медперсонал, пациенты чувствуют их заботу и щедры на благодарность. Случается уносить с собой и состояние эмоциональной истощенности — ведь работа психолога заключается в том, чтобы встречаться с непростыми эмоциями, помогать людям совладать с ними.

Слово «онкодиспансер» среднестатистического человека пугает. Казалось бы, да что может чувствовать человек, у которого рак, кроме как быть в страхе и отчаянии? Но реальность опровергает эти стереотипы. В этом маленьком больничном мирке живут те же самые чувства, что встречаются во внешнем — «большом» — мире. Люди грустят и испытывают тревогу, отчаиваются, скучают, возмущаются, надеются, шутят и заливаются от смеха — люди везде люди.
И да, онкодиспансер — это пространство для борьбы и мужества, как без этого.
И для заботы.
И для поддержки.

Иногда меня провожают словами: «Здоровья вам, берегите себя!» А я, оттопыривая карман халата будто для заполнения, весело отвечаю: «Давайте, давайте, беру! Здоровья — да побооольше! Целый карман уже за сегодня насобирала!» Взаимная забота очень важна, доброта и благодарность умиротворяют и вселяют силы — в того, кто лечится, и в того, кто лечит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *