Психолог АКОО «Вместе против рака» представила деятельность организации на XIV Всероссийском съезде онкопсихологов
Жизнь всегда больше болезни
Психолог АКОО «Вместе против рака» Марина Сергеевна Михайлова представила деятельность организации на XIV Всероссийском съезде онкопсихологов, прошедшем в Москве с 10 по 12 ноября. О том, как участники съезда — специалисты различных помогающих профессий, работающих с онкологическими пациентами, — учили и учились побеждать болезнь, горе и эмоциональное выгорание компетентностью, смехом и умением «держать пространство пустоты», читайте в нашем материале.
Всероссийский съезд онкопсихологов
Проводится в 14-й раз.
Спикеры из 33 городов России, Белоруссии и Израиля.
Барнаул был представлен тремя докладчиками.
Трудные темы и неравнодушные люди
В профессиональном сообществе специалистов, работающих с онкологией, вряд ли можно встретить случайных людей, очень уж болезненные вопросы здесь решаются. Для кого-то это не просто профессия – требующая крепости духа и такая нужная в наши дни, но и личная история, на страницах которой выжжены болезнь близкого человека или собственный пациентский опыт.
Онкологи и психиатры, психотерапевты, психологи, помогающие специалисты, тьюторы, менеджеры фондов и другие представители НКО – за всеми этими профессиональными дефинициями стоят живые люди с глубокими чувствами. Герои, которые каждый день работают в поле людской боли, занимающиеся тем, что по всему миру называется Cure и Care — излечение и забота. И когда жизнерадостный и внешне несгибаемый бородатый онколог, представляющий свою часть доклада практически в жанре «паллиативного стендапа», признается: «Я не могу работать с детьми, потому что в каждом вижу своего», это очень легко понять.
Съезд открылся выступлением бывшего онкопациента, которое – внимание! – называлось: «Ринат против лимфомы. Как я надрал раку задницу». И вновь привет от модного ныне юмористического жанра стендапа. Во все времена для победы над смертью человечество прибегало к смеху.
Уже к концу первого дня даже такому новичку, как я, легко было заметить, сколь сердечную атмосферу открытости и сотрудничества удалось создать опытным организаторам события – АНО «Служба «Ясное утро»». (Съезд проводится Ассоциацией онкопсихологов и Службой помощи онкологическим пациентам «Ясное утро» с 2009 года). Многие спикеры и слушатели являются постоянными участниками съезда и приезжают сюда не только за знаниями и идеями, но и чтобы напитаться силами и теплом от коллег. В этом на мастер-классе по арт-терапии, на котором мы встретились, призналась ведущий психолог благотворительного фонда «Я люблю жизнь» (Москва) Дарья Цыбульская.
Основные направления работы
Участники говорили об оказании психологической помощи онкопациентам и их семьям как в условиях лечебных учреждений, так и вне их. О том, как организовать комплексную социально-психологическую поддержку и реабилитацию пациентов и их близких. Работе психологов горячих линий (службы «Ясное утро» и фонда помощи хосписам «Вера») были посвящены ряд докладов. Не забыли уделить внимание и ремиссии как смене образа жизни онкологического пациента.
Важной и самой, наверное, сложной частью программы стали доклады по детской онкопсихологии – направлению, которое как никакое другое требует системного подхода к сопровождению семьи. Здесь было много находок, заслуживающих внимания. В ЛДЦ МИБС Санкт-Петербурга всем ребятишками, прошедшим лучевую терапию, выдают красочные дипломы космонавтов (доклад М.Л. Захаровой). Психолог из Белгорода Е.Л. Егорова рассказывала, как работают с беженцами из зоны боевых действий, воспитывающих ребенка с онкопатологией. Зал долго аплодировал после просмотра видеоролика о проекте «Птицы». В образы роскошных птиц – чайки, снегиря, фламинго, феникса и пр. – с помощью психолога, фотографа и команды стилистов перевоплотились мамы, прошедшие путь выздоровления вместе со своими детьми (К. Р. Минаева, «Опыт проживания онкологического диагноза у ребенка. Помощь мамам детей с онкологией методами ЭОТ и фототерапии»).
В блоке, посвященном работе с паллиативными пациентами, прозвучало множество достойных выступлений, но настоящими звездами третьего дня стали ведущие интерактивной дискуссии «Командная работа в паллиативе», врачи Ильинской больницы г. Москвы А.Н. Ильюхов и О.С. Дурнецова. Они подарили аудитории парочку бриллиантовых истин, хоть сейчас на стену: «Паллиативный пациент не тот, кто безнадежен, а тот, кому уже нельзя вернуть здоровье. Каждый человек с сахарным диабетом – это паллиативный пациент»; «Есть неверная установка, что смерть – это плохой результат»; «Одна из главных задач ухаживающего за паллиативным пациентом – сопереживание».
Очень живой отклик у аудитории вызвало дистанционное выступление Мириам Шпигельман, медсестры из Израиля. Профессиональное выгорание – бич медицинского персонала, работающего с онкопациентами, статистика случаев клинических депрессий и самоубийств в этом сегменте медперсонала вопиет: врачам также очень-очень нужна помощь! Чтобы быстро успокоиться на работе (или вне ее), Мириам рекомендует универсальный список помощников: вкусная еда, теплое питье, быстрое передвижение вверх и вниз по лестнице, жалоба открытому крану с водой, близость с любимым человеком… А еще — держать пространство целительной пустоты, время от времени освобождая голову и душу от информационного шума. Тому, кто ответственен за жизнь пациентов, просто не справиться без «пространства пустоты».
Кстати, российским инструментом профилактики выгорания врачей являются балинтовские группы. О том, как работает Российское Балинтовское общество, сначала рассказала, а затем и продемонстрировала на мастер-классе его президент А.А. Авагимян.
Трое из Барнаула
Алтайское представительство на съезде оказалось довольно значительным и при этом разнородным: клинический психолог из онкодиспансера, преподаватель и супервизор из Алтайского госуниверситета, психолог в социальной сфере из АКОО «Вместе против рака».
«Психологическая помощь в паллиативной̆ службе Алтайского края. Коррекционная работа с родственниками и пациентами» — так звучало название доклада, с которым выступила Алла Владимировна Лобанова, медицинский психолог АКОД «Надежда». Гоар Кроян, преподаватель из АГУ, представила новые данные своего диссертационного исследования, рассказав о преодолении экзистенциального кризиса у женщин с онкологическими заболеваниями репродуктивной системы.
Я же говорила о нашей организации, ее солидной 25-летней истории, увлеченных людях и направлениях деятельности и, конечно, об авторских разработках в области социально-психологической поддержки онкопациентов и их семей: программах «Творческая аптечка», «Стихотерапия» и «Лечение увлечение», аудиосеансах для онкопациентов. Стоит заметить, что аудиосеансы сразу заинтересовали коллег-психологов – они подходили и уточняли название сайта, чтобы в свободное время прослушать файлы со столь многообещающими названиями: «Эффект Моцарта», «Голоса дельфинов и смех детей»…
Так уж вышло, что во время моего выступления с подачи коллег я заговорила с залом о ставшем уже привычным для нас использовании эвфемизма «человек с ОВЗ» — вместо «инвалид», о до сих пор многих пугающем слове «рак». Современные медиатехнологии приучили нас к тому, что в названия организаций выносятся слова с жизнеутверждающими коннотациями – жизнь, свет, ясный, утро, любовь. Это прекрасные слова, переводящие фокус внимания из болезни в жизнь. Как же тогда расценивать слово «рак», прямо заявленное в названии организации? И пациенты, и психологи – все мы хорошо знаем, как много психической энергии высвобождается, когда человек обретает способность сказать: «У меня рак. Ну и что?» или «Да, я инвалид второй группы, именно эти слова (а никакие не «лицо с ОВЗ») записаны у меня в розовой справке». И какой длинный путь подчас проделывает пациент, научаясь бестрепетно произносить вслух эти простые фразы. Назвать что-то тревожащее по имени – значит освободить энергию для адаптации к новым условиям жизни.
А жизнь всегда больше болезни.